Письмо ФНС России от 20.01.2014 № ГД-4-3/108@ «Что может являться основанием, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств...» Тематика: Налог на прибыль организаций Нормы: Статья 271 НК РФ
Вопрос: Что может являться основанием, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба?
Ответ: Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 17.12.2013 №03-03-10/55534) по вопросу учёта для целей налогообложения прибыли организаций сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Приложение: письмо Минфина России от 17.12.2013 №03-03-10/55534 (сканированный образ) – на 2 листах.
Государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.Ю. Григоренко
Приложение (03-03-10_55534_17122013.pdf): МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНФИН РОССИИ) Ильинка, д. 9, Москва, 10907 Телотайп: 112008 телекс: +7 (495) 625-08-89
17.12.2013 № 03-09-10/55534 На № Федеральная налоговая служба
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России от 03.12.2013 № ГД-4-3/21534@ по вопросу учёта для целей налогообложения прибыли организаций сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должен обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Статьей 331 ГК РФ предусмотрено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внерализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
В случае, когда кредор учитывает данные суммы на дату их признания заёмщиком, документом, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору в полном объёме либо в меньшем размере штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из условий
договора, может являться двусторонний акт, подписанный сторонами (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т.п.), или письмо должника или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником. Кроме того, самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником данной обязанности полностью или в части, является соответственно полная или частичная фактическая уплата им кредитору соответствующих сумм. В этом случае фактически уплаченные должником суммы подлежат включению кредитором в состав внерализационных доходов.
Директор Департамента И.В. Трунин
Исп.: Мякишева Т.С. Тел.: (495)646-74-91